Таинство Священства

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Таинство Священства, как и другие таинства, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Внешнюю сторону таинства составляет святительское рукоположение с молитвой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9). В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является как необходимая принадлежность таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, не иначе передавали ее своим преемникам, как через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и заповедали им поступать в свою очередь так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6). Православная Церковь всегда следовала этой заповеди со всей строгостью.

Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая лицам, рукополагаемым во диакона, священника и епископа. Уже в Священном Писании говорится об избрании на эти служения определенных лиц и преподании им Святого Духа чрез рукоположение (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.). И Церковь всегда исповедовала, что в таинстве Священства рукополагаемому преподается особая благодать Святого Духа для прохождения служения Церкви, и свою веру выражает в молитвах, употребляемых при посвящении на разные степени священства.

ПОНЯТИЕ О ХИРОТОНИИ И ХИРОТЕСИИ
Таинство Священства, совершаемое через рукоположение, еще называется хиротонией (слово это происходит от греческого heir — рука и teino — распростираю). Хиротония всегда совершается епископом во время литургии, и притом в алтаре.

Посвящение в низшие степени клира: чтеца, певца (свещеносца) и иподиакона совершается чрез благословение епископа — чрез обряд руковозложения, называемый хиротесией (от греческого heir — рука и tifimi — возлагаю, назначаю). Хиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и не на литургии (обычно пред литургией).

Священство, прежде всего, это служение. Служение Богу и людям, служение нашим ближним.

И поэтому, конечно, для того, чтобы человек стал священником, встал на этот путь священнослужения, он должен чувствовать в своей душе призвание. То есть некий толчок, некий импульс, некий стимул, который действительно определяет направление его жизни. Ведь священство – это не просто профессия, не просто какая-то профессиональная деятельность. Священник не работает, он служит.

Священническое служение разделяется на три очень больших и важных блока. Прежде всего – это священнослужение, это совершение богослужения, прежде всего Божественной Литургии, других церковных Таинств, чинопоследований. Тем самым, вященнослужение – это служение храма, служение народу Божьему через предстояние в молитве, через молитвенное делание.

Второй важный аспект – это научение. Священник – он благовестник, он миссионер, он проповедник, поэтому возвещение Евангелия, возвещение тех слов, которые говорил Христос две тысячи лет назад, тех слов, которые апостолы записали и собрали в виде книг Нового Завета, актуализация евангельской вести в современных условиях – это вторая, очень важная составляющая священнического служения. И, наконец, третья составляющая – это руководство общиной. Общины бывают разные: от небольшого деревенского прихода до огромного, многотысячного прихода кафедрального собора в большом крупном городе, в мегаполисе. Поэтому, третья функция – руководство, пастырство, наставление, созидание Церкви Божьей вот в этом конкретном месте, в тех условиях, куда Господь священника на служение поставляет.

Конечно, помимо призвания и любви к Церкви, любви к Евангелию, любви к слову Божьему, священнику остро необходимо образование. Поэтому сейчас наше священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно говорило и принимало решения, согласно которым священником может становиться человек только после того, как он получил законченное духовное образование. Конечно, духовное образование – это необходимая, но недостаточная составляющая, это не просто какой-то набор знаний. Тот период времени, который человек проводит в духовной семинарии, позволяет разобраться в себе и понять: действительно ли это призвание Божье, действительно ли человек готов посвятить всю свою жизнь вот этому служению, самоотдаче, принесению в жертву самого себя. Не только бескровной жертвы, евхаристической, но и жертвы, действительно, каждого дня и, нередко, каждого часа своего времени или это все-таки не его. В ходе духовного образования будущие священники пробуют себя и в служении социальном нуждающимся ближним, и в служении гомилитическом, то есть проповедничеком. Они знакомятся с тем, как живут священники, в чем заключаются их основные задачи. Во время духовного обучения они как раз и делают свой выбор, принимая священный сан после окончания духовных школ или понимая, что в Церкви, помимо священнического служения, есть и другие виды служения, которое, в том числе, могут совершать и миряне.

Что означают понятия «черное» и «белое» духовенство?

Черное и белое духовенство – это отношение священника к своей семейной жизни. То есть черное духовенство – это монашествующие. Белые священники, так называемые, это священники, которые вступают в брак. Священник своей жизнью призван показывать пример, призван показывать, если не идеал, то, по крайней мере, стремиться к нему, поэтому Церковь говорит о двух максимах. Первая максима – это абсолютная аскеза, это безбрачие ради Христа. Вторая максима – это христианский брак. И поэтому уже до рукоположения, до того, как человек принимает священный сан, он должен принять решение: либо он принимает монашество, то есть всю жизнь он будет безбрачным, либо он может жениться, создать семью, но после рукоположения женитьба священника уже не возможна. Более того, если с его женой что-то случается, например, она умирает, священник второй раз вступить в брак не может. В противном случае он должен снять с себя сан. По сути дела речь в данном случае идет о том, что до принятия сана нужно обдумать всю свою жизнь, нужно понять, к чему ты предрасположен больше: к уединению, к одиночеству, к жизни в монастыре, к интенсивному богослужению, к ежедневному суточному богослужебному кругу, к более созерцательной жизни. Или ты хочешь жить той же жизнью, которой живут твои прихожане, то есть жизнью семейной, жизнью воспитания детей, жизнью созидания семьи, как малой церкви. И, поэтому, действительно, период обучения в духовной школе или период подготовки к принятию священного сана – это, в том числе, выбор одного из этих двух векторов своей жизни.

Черное духовенство, монашествующие, несут, прежде всего, служение в монастырях, может быть, исполняют какие-то церковные послушания, связанные с их свободой от мирских связей.

Приходские священники, чаще всего, это священники женатые.

В Православной Церкви не существует обязательный целибат, то есть обязательное безбрачие духовенства. У будущего священника есть выбор. Он может сам определить свой семейный путь или путь безбрачия.