Воскресная школа

 

IMG_5902 Воскресная школа сегодня — острый вопрос для многих. Почему? Потому что школа, с одной стороны, — плоды наших усилий, а с другой, в ней можно увидеть и наше ближайшее земное будущее. Это наш фронт, наш передний край битвы за человека.

Ситуация с каждым годом осложняется: нравственное здоровье общества под угрозой. Целенаправленные воспитательные программы, которые раньше органично сопровождали весь учебный процесс в общеобразовательных школах, сегодня почти сведены на нет. Школа в воспитательном смысле пущена на самотек, все внимание в основном сосредоточено на обучении. Это грозит неминуемой катастрофой обществу. Вспомним слова Н. И. Пирогова: «Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами. И вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитаться дурно тогда, когда могло бы воспитаться разумно и правильно. Словом, от образования некоторого взгляда на вещи, правильного или неправильного, от основания своего рода нравственного кодекса вы его не убережете».

Мы не имеем права сегодня бездействовать. Если не мы, то кто возьмет на себя необходимые в обществе функции воспитания подрастающего поколения в духе любви и нравственности? Дело христиан — противостоять невежеству и развращению детей и юношества. Поэтому-то мы и считаем, что воскресная школа сегодня должна и реально могла бы стать центром воспитания человека. И это не голословное утверждение.

Воскресная школа призвана сегодня стать Христианским народным домом — школой для всех. Нельзя более ограничиваться преподаванием Закона Божия и еще нескольких вероучительных предметов детям. Речь должна сейчас идти не только о правильном научении вере, но, в первую очередь, о научении жизни через веру. Вот первоначальный смысл любого духовного образования.

В начале церковного пути каждому полезно было бы с точки зрения Евангельского Откровения осмыслить свою личную жизнь. Тут Церковь может как бы выйти навстречу человеку и показать ему его путь в свете своей святости. Это совершенно необходимый этап в обращении — взглянуть на себя со стороны, понять, в чем мы отходим от Христа и Его заповедей, это и рождает желание измениться.

Христианская педагогика во всех своих действиях может опираться только на свободную волю человека.  В сущности у нас есть одно главное воспитательное средство — диалог, но диалог, понимаемый не как разговор двоих, а как внимание ко всему, что происходит в людях и в мире. Задача педагога и заключается в том, чтобы для каждой возрастной группы организовать свое грамотное действие диалога.

Воцерковление — это начало личных отношений человека с Богом, начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, ее назначения и смысла и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины. Воцерковление нельзя считать знакомством с распорядком храмовой жизни и объяснением смысла и назначения церковной утвари и священных предметов.

Маленькому ребенку трудно постичь смысл церковных таинств, историческое бытие Церкви пока для него закрыто, он все воспринимает фрагментарно. Для него возможно лишь «очаговое», локальное знание, как вспышка озаряющее кусочек нового неведомого пространства, которое начинает притягивать своей зримой и незримой красотой.

Не забудем, что христианином можно назвать только того, кто разумно и свободно выбрал Христа, кому оказался нужен Христос. Ребенок часто не может о себе этого с полной ответственностью сказать, его нужды ограничены средой, возможностями физического и психического развития. Хотим мы того или нет, каждый ребенок проходит языческую стадию в своем детстве: там царствуют одухотворение предметов, обожествление сил природы, желание победить их, повелевать, стяжать свою невинную детскую выгоду.

Воцерковление, как известно, — это приобретение не только определенных знаний, а встреча с Истиной, обретение особого ума, который будет просвещать и облагораживать всю жизнь. Воцерковление — начало обоживания человека. Поэтому всю христианскую педагогику со всей совокупностью ее мероприятий и следует считать длительным, многолетним поступательным воцерковлением детей, то есть научением их в каждый конкретный момент жизни сопоставлять свои поступки, переживания и мысли с жизнью Спасителя, Богородицы и святых.

С другой стороны, воцерковление — это приобретаемый постепенно опыт молитвы, борьбы с искушениями, а также опыт внутреннего выбора пути жизни и самого образа жизни. Самостоятельно сделать этот выбор ребенок, за исключением редких избранников Божиих, не может. Рядом с ним на протяжении многих лет должны быть взрослые. Но, будем помнить, что мы, желая быть соработниками Богу, должны лишь помогать детям, мы не уполномочены выбирать за них. Поэтому в наших педагогических методах не может быть не только ни малейшего принуждения, но и малейшего обязывания.

Ребенок ничего нам не должен — вот, что надо помнить христианскому педагогу. Ни пребывание в храме, ни стояние на длинной службе, ни заучивание молитв нельзя вменять в обязанность. Мы учим общению, разговору, учим смотреть, слушать, замечать, но с самого раннего детства мы предоставляем ребенку суверенное право свободы духа. В чем это может выражаться? В уважении к его чувствам и впечатлениям, в том, что мы хотим ему послужить, а не просто к чему-то приучить или наполнить полезными, как нам кажется, знаниями.

Мы должны понять, что никакой стройной системы нельзя сразу вложить в головы маленьких детей, если мы не хотим их искалечить. Главная задача педагога — все время поддерживать в сознании детей целостную картину мира и любую новую информацию крепко связывать со всем комплексом предшествующих детских знаний. Это верный залог будущего системного мышления, которое реально можно развить в детях уже с раннего возраста. Со временем именно на этой почве будет взрастать интуиция и чувство истины, те достояния новозаветного человека, которые обретаются в таинствах Церкви и звучат в душе христианина, как камертон высшей чистоты.