О НОВОМУЧЕНИКАХ ЗЕМЛИ ДОМОДЕДОВСКОЙ

Принятым днем празднования новомучеников земли Домодедовской является 26 сентября.

В 1-ое воскресенье после 27 сентября в микрорайоне Дружба

г. Домодедово, где расположен строящийся храм в честь новомучеников земли Домодедовской, в 11:00 будет совершаться ежегодный крестный ход, приглашаются все желающие.1

Святые Новомученики и исповедники Домодедовские.pdf

разделитель

Александр Николаевич Парусников родился 24 ноября 1891 г. в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1907 г. он закончил Рижское духовное училище и поступил в Вифанскую семинарию. После ее окончания в 1913 г. он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника. Незадолго до этого Александр Николаевич женился на Александре Ивановне Муравьевой, которая тоже происходила из семьи священника.

В 1914 г. отца Александра назначили настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Отец Александр много служил, окормлял многочисленную паству, однако революция 1917 г. резко оборвала мирное течение жизни его прихода. Священник был лишен избирательных прав, его периодически привлекали к тыловым работам.

В 1924 г. отца Александра назначили настоятелем Знаменской церкви села Кузьминское Михневского района Московской области. Вскоре он получил сан протоиерея и стал благочинным Михневского района. Духовный рост отца Александра по-своему отметили власти: в декабре 1929 г. его по обвинению в контрреволюционной деятельности арестовал Серпуховской окружной отдел ОГПУ и держал под стражей в течение месяца. В 1934 г. многодетную семью Парусниковых (в которой было к тому времени шестеро детей) выселили из их дома.

В 1930-е гг. служение отца Александра можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги и отсутствие клира, он регулярно совершал богослужения. Как благочинный, он много ездил по селам района и духовно окрормлял их приходы, церкви в которых к тому времени уже были закрыты. Фактически он был священником всего Барыбинского района.

В 1937 г. волна репрессий не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как отец Александр. Его арестовали 30 октября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. Перед арестом органы безопасности предложили ему сотрудничество (стать осведомителем), от которого священник решительно отказался. На допросах отец Александр держался стойко и мужественно. Он никого не выдал и не признал себя виновным ни по одному из пунктов обвинения. Постановлением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 14 ноября 1937 г. протоиерей Александр Парусников был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 16 ноября 1937 г., место его захоронения неизвестно.

Как и во времена первых гонений на Церковь, безбожные власти принуждали священномученика Александра отречься от Христа и предать своих братьев, но он остался тверд в вере и своим подвигом стяжал нетленный венец.

Память священномученика Александра совершается в день его мученической кончины 3 (16) ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля) или в ближайшее воскресенье после 25 января.

16 ноября 2011 года в Знаменском храме села Кузьминское Домодедовского района совершалась память священномученика Александра Парусникова, который был настоятелем этого храма с 1924 года вплоть до своей мученической кончины 16 ноября 1937 года. Праздничную Литургию возглавил настоятель храма протоиерей Александр Васильев в сослужении клириков Домодедовского благочиния. За богослужением молились родственники священномученика: сын — Николай Александрович Парусников, внук – Бабушкин Дмитрий Александрович с супругой и дочерью, внучка – Волкова Ольга Дмитриевна, а также прихожане храма. После Литургии состоялось освящение мемориальной доски, расположенной при входе в храм.

Служение священномученика Александра Парусникова можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира, отец  Александр регулярно совершал богослужение. Как благочинный, он много ездил по селам района. В те годы большинство храмов были закрыты, и он духовно окормлял эти приходы. Арестован священномученик был 30 октября 1937 года. На допросах он вел себя стойко и мужественно, никого не выдал и не признал себя виновным ни в одном из пунктов обвинения. Казнь священномученика была совершена 16 ноября 1937 года. Прославление протоиерея Александра Парусникова в лике святых было совершено на Архиерейском Соборе 2000 года.

разделитель

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИОАНН СТРЕЛЬЦОВ

Иван Лаврентьевич Стрельцов родился 21 мая 1872 г. в селе Гридно Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Лаврентия Ивановича Стрельцова.

В августе 1888 г. по окончании курса в Коломенском духовном училище Иван Стрельцов поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в июне 1894 г. После окончания семинарии он женился на Елене Васильевне. В семье родилось трое сыновей: Евгений, Михаил и Николай.

24 августа 1898 г. Иван Лаврентьевич был рукоположен во священники и направлен в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Кузовлево Бронницкого уезда Московской губернии. В 1922 г. отец Иоанн был переведен в Вознесенскую церковь села Рыблово того же уезда, где и служил до самого ареста в 1937 г.

Как и все священнослужители того времени, отец Иоанн был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами. В 1929 г. он был судим за контрреволюционную деятельность и приговорен к трем годам ссылки. Хозяйство семьи Стрельцовых разорили (конфисковали весь домашний скот). После отбытия срока отец Иоанн вернулся в Рыблово и продолжил нелегкий пастырский труд.

28 ноября 1937 г. 65-летнего отца Иоанна арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации погромного характера и содержали под стражей в Таганской тюрьме.

Следствие обвинило священника в проведении «тайных сборищ у себя на дому» с целью «систематической контрреволюционной клеветнической агитации против ВКП (б) и Советской власти». Все обвинения отец Иоанн отверг. 3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила его к 10 годам исправительно-трудового лагеря.

Священномученик Иоанн Стрельцов умер 14 марта 1938 г. в местах лишения свободы в Амурской области и был погребен в безвестной могиле. День его памяти — 1 (14) марта.

разделитель

Житие священномученика Косьмы Коротких.

Косьма Родионович Коротких родился 25 октября 1886 г. в день памяти прп.Косьмы еп.Маиумского в селе Большая Уса Больше-Усинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. С детства избрав путь служения Богу, Косьма Коротких оставил родительский дом и уехал учиться в Москву, где и закончил пастырскую школу. Вскоре он женился, и у него с супругой Прасковьей  Ивановной в 1905 г. родилась дочь Любовь, а позднее, в 1911 г., сын Геннадий.

С 18 лет Косьма Коротких исполнял послушание псаломщика, а в 1912 г. был рукоположен во диакона. Точно неизвестно, где он начал свое диаконское служение, но в личных бумагах отца Косьмы есть упоминание о том, что в 1917 г. он являлся диаконом Благовещенского Воткинского собора Сарапульского уезда Пермской губернии. Кроме службы в храме, с 1916 по 1919 гг. отец Косьма преподавал Закон Божий в 6-ом Воткинском смешанном начальном училище. В 1921 году отец Косьма был рукоположен во священника и в 1922 г. указом Преосвященнейшего Амвросия, Епископа Воткинского был переведен на штатное священническое место при Благовещенском соборе, как было отмечено в резолюции владыки: “за его плодотворную и полезную деятельность”.

Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в 1920-30 гг. в полной мере разделил и отец Косьма. В 1927 г. он дважды находился под стражей Сарапульского исправдома, а также вынужден был много раз менять место служения: 30 марта 1927 г. Епископ Воткинский Онисим (Пылаев) благословил отца Косьму продолжить свое служение в качестве настоятеля кладбищенской церкви. Позже отец Косьма был священником Богоявленского храма села Нечкина Сарапульской епархии, а уже 27 сентября 1928 г. Павел, Епископ Кержинский (единоверческий) благословил отца Косьму на служение при единоверческом храме города Ижевска на псаломщической вакансии.

О дальнейших скитаниях семьи Коротких документов не сохранилось, однако к середине 1937 г. отец Косьма с матушкой поселились в селе Лукино Подольского уезда Московской области, где до революции действовал Крестовоздвиженский женский монастырь.

К 1937 г. дети уже жили отдельно от родителей, Любовь Косьминишна в Москве училась и работала медсестрой, а Геннадий Косьмич был рабочим в Орехово-Зуево. Семья Коротких жила бедно, никакого имущества у них не было. Не стяжав земного богатства, священномученик Косьма проповедовал богатство истинное, он говорил: “кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа”.

Отец Косьма духовно окормлял не только жителей Лукино и окрестных сел, но, как позже показывали свидетели на допросах, в религиозные праздники к нему приезжали монахини из Москвы, которые пели в церковном хоре.

Ревностное служение отца Косьмы не могло остаться незамеченным органами НКВД. Его арестовали 27 ноября 1937 г. и с этого дня держали под стражей в Серпуховской тюрьме по обвинению в систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса отца Косьмы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя в антисоветской агитации отец Косьма не признал. Решением судебной тройки  при  Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. отец Косьма был приговорен к растрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Место его захоронения неизвестно.

Священномученик Косьма, оставшийся “верным сыном Христа”, стяжал мученический венец и, предстоя Престолу Всевышнего, молится за нас. Память священномученика Косьмы совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель

Житие священноисповедника иерея Николая Виноградова.

Николай Павлович Виноградов родился 4 ноября 1873 года в городе Клин Московской губернии (1, 2) и происходил из духовного звания (1, 34).

Поступив в Московскую Духовную Семинарию, он окончил ее в 1896 году по второму разряду. Затем преподавал в Прохоровской церковно-приходской школе Подольского уезда до 1898 года. Женился. 17 апреля 1898 года определен во священники храма с. Данилово Подольского уезда, освященного в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы (2, 149 об.), (3, 87 об. – 88).

Село Данилово – одно из старейших сел Домодедовской подмосковной волости. Первое упоминание о церкви в селе относится к XVII веку (4, 71), а каменный храм в котором служил священноисповедник Николай Виноградов был построен в 1755 году (2, 148).

Здесь о. Николаю и его близким было суждено прожить 32 года. Здесь в семье Виноградовых в 1900 году родилась дочь – Надежда, в 1902 году сын – Николай, а в 1904 году вторая дочь – Людмила (3, 88), здесь о. Николаю дано было Богом понести нелегкий крест вдовства.

Молодой священник много потрудился на ниве церковного просвещения. В ноябре 1898 года, вскоре после рукоположения и назначения на приход, о. Николай открыл в селе Данилово школу грамоты, где и преподавал сам безвозмездно. В 1901 году школа была преобразована в церковноприходскую, и о. Николай был ее бессменным заведующим и законоучителем до 1918 года. Кроме того, в 1908-1911 гг о. Николай состоял заведующим в Воскресенской церковно-приходской школе, которая располагалась близь села Растуново., и преподавал детям Закон Божий в земской школе самого села Растуново с 1909 года по 1917 год (2, 149 об.), (3, 87 об.), (7, 35-36).

В 1915 году о. Николай был назначен помощником благочинного шестого округа Подольского уезда, а в 1916 году благочинным того же округа, и это послушание проходил до 1917 года. А в 1919-1920 годах по назначению епархиального начальства временно заведовал благочинием. В 1920 году был избран собранием духовенства и мирян в совет благочиния и до 1923 года нес это послушание. В 1923 году о. Николай назначен духовником шестого благочиннического округа (2, 150), (3, 87 об.), (5), (6, 1).

За ревностное служение Церкви Христовой о. Николай был награжден многими церковными наградами, в том числе в 1921 году — наперсным крестом (2, 149 об.), (3, 87 об.).

Как и все священнослужители того времени, отец Николай был лишен избирательных прав (8, 52), а в феврале 1930 года «раскулачен». Поскольку никакого имущества у него уже не было, его просто выгнали из дома, и после этого он жил в доме одного из своих прихожан (1; 34, 45).

В декабре 1929 года о. Николай понял, что власти хотят закрыть церковь, поэтому на престольный праздник – день памяти святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, он обратился к верующим с проповедью, в которой сказал: «…настали тяжелые времена, без нашего согласия закрывают церкви». Прихожане решили бороться за свой храм. (1, 45). 10 марта состоялось общее собрание, на котором верующие пытались протестовать против закрытия храма (1, 16). Но 17 марта сельсовет на своем собрании постановил — просить удалить духовенство (т.е. о. Николая) из «данной местности».

Этим вопросом занялось ОГПУ. Были допрошены председатель сельсовета, заместитель председателя колхоза и другие лжесвидетели, которые дали необходимые показания об антисоветской деятельности священника (1, 8-35).

В середине марта 1930 года был допрошен и о. Николай. Следователь интересовался церковными серебряными сосудами, найденными у священника во время описи имущества в конце января 1930 года. О. Николай показал, что в августе 1926 года знакомый священник – о. Николай Калугин при переезде с места на место, оставил у него на хранение узелок с вещами. Причем он даже не знал, что в нем находится. Узелок он положил на божницу, «где он и пролежал до того момента, пока ко мне не пришли с описью имущества» (1, 3).

22 марта 1930 года о. Николай был арестован в административном отделе Михневского районного исполнительного комитета (1, 33 об) и 24 марта допрошен повторно. На этом допросе священник полностью подтвердил свои предыдущие показания и заметил, что «какой-либо антисоветской агитации я не вел» (1, 35). В этот же день уполномоченный ОГПУ постановил избрать мерой пресечения – содержание под стражей в Серпуховском Исправтруддоме (1, 36). 19 апреля было сформулировано обвинительное заключение, в котором предъявлялось обвинение в антисоветской агитации (1, 46) и 25 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника Николая Виноградова к выселке в Северный Край сроком на 3 года (1, 48).

Еще не старый священник не выдержал тяжелых условий северной ссылки. 17 ноября 1931 года в Емецком районе Архангельской области священноисповедник Николай Виноградов умер и был погребен в безвестной могиле (9).

После ареста священника служба в храме перестала совершаться, двадцатка необходимая для регистрации прихода распалась, а в 1934 году постановлением Президиума Михневского районного исполнительного комитета от 14 марта храм был закрыт (10, 31). Богослужение в храме возобновилось только в 2000 году.

Священноисповедник Николай, стяжав мученический венец, предстоят Престолу Всевышнего и молятся за нас. Память священноисповедника иерея Николая совершается в день его кончины 4/17 ноября и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель

Житие священномученика Николая Добролюбова.

Николай Алексеевич Добролюбов родился 20 апреля 1875 г. в селе Маврино Богородицкого уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Окончив два класса духовного училища, в 1902 – 1903 гг.  Николай Алексеевич работал учителем начальной школы, а с 1904 по 1920 гг. служил чиновником почтового ведомства г. Москвы.

Господь призвал его к служению в 1920 г. Тогда, в самый разгар гражданской войны, голода, во всю силу развернутых гонений на церковь, мирный чиновник почтового ведомства в возрасте 45 лет стал диаконом. Очевидно, что при таких обстоятельствах вступление в клир гонимой Церкви означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 1920-ые гг. точно неизвестно. В 1930 — 1931 гг. он был диаконом в храме вмч. Димитрия Солунского в Москве. В это время он был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.

В начале 1930-х гг. диакон Николай Добролюбов был рукоположен во священника, и примерно в 1933 г. стал настоятелем Борисоглебского  погоста  Подольского  района  Московской области, где в 1910-ых гг.  служил  псаломщиком  его  брат  – Петр Алексеевич Добролюбов. В приход храма входило семь деревень, достаточно удаленных друг от друга, кроме того, отцу Николаю приходилось окормлять те села, в которых к этому времени храмы были уже закрыты.

В те годы он и его жена, Анна Ивановна Добролюбова (тоже 1875 г.р.), поселились в уединенной сторожке при храме. Жили они очень бедно, никакого имущества, кроме домашней обстановки у них не было, Анна Ивановна не работала. Из материалов следственного дела видно, что в 30-ые гг. семью Добролюбовых облагали непосильными налогами. Пожилые бездетные люди, они могли рассчитывать только на помощь своих прихожан.

Арестовали отца Николая 24 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации (ст.58 п.10), и во время следствия его держали в Серпуховской тюрьме.

На допросах следователя особенно интересовала связь отца Николая с благочинным Подольского района протоиереем Николаем Агафонниковым, который был расстрелян за три месяца до этого (5 ноября 1937 г.). Отец Николай Добролюбов мужественно держался на допросах и не отрицал, что разделял взгляды своего благочинного на богоборческую власть, но не соглашался с обвинением в контрреволюционной агитации среди населения.

Вот некоторые выдержки из протоколов его допросов: «Агафонников показал себя…истинно верующим Православной Церкви», и далее: «Должен признать, что я…разделял его взгляды…и говорил, что власть устраивает гонение на Православную Церковь…Как Агафонников, так и я Добролюбов являлись последователями тихоновской ориентации». Отец Николай не отрекся от расстрелянного священномученика, и одного этого, даже без показаний лжесвидетелей, было достаточно для вынесения смертного приговора.

19 февраля 1938 г. судебная тройка при управлении НКВД СССР по Московской области приговорила отца Николая Добролюбова к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 26 февраля 1938 г. Место его захоронения  неизвестно.

Встав на свой крестный путь в годы самых страшных гонений, отец Николай Добролюбов мужественно прошел его до конца, и, стяжав мученический венец, он предстоит Престолу Всевышнего. Память священномученика Николая совершается в  день  его  мученической  кончины 13/26 февраля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель

ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ СМИРНОВ

Павел Смирнов родился 6 декабря 1877 г. в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника. Он окончил Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию. В 1902 г. был рукоположен во священника и назначен настоятелем Ильинского храма. Отец Павел исполнял послушание законоучителя в местной церковно-приходской школе и благочинного по округу. При новой власти его осудили за «антиколхозную агитацию». Священник Павел Смирнов обвинения не признал, в 1930—1934 гг. отбывал наказание в г. Семипалатинске. По возвращении из ссылки его назначили настоятелем Никольской церкви в селе Карачарово Можайского района Московской области. В 1937 г. отца Павла снова арестовали, и тройка УНКВД СССР по Московской области приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Погиб отец Павел в Новосибирской области 1 марта 1938 г., в день

своего небесного покровителя мч. Павла Кесарийского. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Павел Федорович Смирнов причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. День его памяти — 16 февраля (1 марта).

разделитель

Житие мученицы Надежды Аббакумовой.

Надежда Петровна Аббакумова родилась в 1880 г. в селе Мартыновское Коломенского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Ее судьба складывалась как у большинства крестьянок того времени. С раннего детства ей приходилось много работать по хозяйству, поэтому образование она не получила. Вышла замуж, и у них с мужем Василием родилось четверо детей.

Революция и последовавшие за ней события резко изменили жизнь этой простой женщины. Она овдовела, и ей пришлось одной поднимать четверых детей в условиях голода, постоянных реквизиций и продразверсток. Одновременно с этим начались гонения на Церковь, которые ясно показали, кто исповедовал православие только по паспорту, а кто был готов “претерпеть до конца”, но не отречься от Христа. Отстаивая храм, в 1925 г. Надежда Петровна стала членом церковного совета. Известно, что старостой в это время был ее родственник Андрей Петрович Аббакумов. А вскоре, в 1928 г., обязанности старосты легли на плечи Надежды Петровны. В те годы церковный староста кроме обычных хозяйственных дел (ремонт храма, покупка свечей и так далее), должен был общаться с властями, регистрировать приход, собирать деньги на уплату налогов и пошлин, помогать священнику. Конечно, все это требовало много времени, и все меньше и меньше его оставалось для ведения своего хозяйства.

Когда власть провозгласила курс на коллективизацию, Надежда Петровна открыто выступила против организации колхозов. Числясь крестьянкой-единоличницей, она должна была платить налог, который был непосильным для их семьи, поэтому Надежда Петровна четыре раза была судима народным судом Малинского района за неуплату налогов и хлебопоставок. Так как задолженности после этого так и не были покрыты, в 1935 г. сельсовет изъял у Надежды Петровны единственную корову.

Судя по всему, где-то в середине 30-ых гг. священник села Мартыновское отец  Петр Кедров был выслан из Московской области, а затем и арестован. В это время сблизились приходы сел Мартыновское и Кишкино. Настоятель Успенского храма села Кишкино протоиерей Петр Любимов стал окормлять осиротевший приход, а Надежда Петровна – всеми силами помогать ему в этом служении. Надежда Петровна принимала активное участие в отправлении службы в церкви в деревне Кишкино. В 1936 г. и в мае 1937 г. она организовала и сама провела сбор денежных средств и продуктов питания священнику деревни Кишкино, не имея на то разрешения сельсовета.

К этому времени все дети Надежды Петровны жили и работали в Москве, хозяйство ее было разорено, и она полностью посвятила себя служению Церкви. Ее самоотверженность и вера, которую она бесстрашно проповедовала в эти страшные годы не осталась незамеченной органами НКВД. Их с отцом Петром Любимовым арестовали  2 марта 1938 г. по обвинению в антисоветской и контрреволюционной агитации по ст.58, п.10 УК. После ареста Надежда Петровна находилась под стражей при Каширской тюрьме. На допросах 5 и 6 марта следователя интересовала ее связь со священником села Кишкино отцом Петром Любимовым и другие вопросы. Виновной в антисоветской агитации Надежда Петровна себя не признала. 9 марта 1938 г. судебная тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила Аббакумову Надежду Петровну к расстрелу. Казнь мученицы состоялась 14 марта 1938 г. Место ее захоронения неизвестно.

Мы верим, что конец временной жизни и земных страданий был для мученицы Надежды началом жизни вечной. Память мученицы совершается  в день ее кончины 1/14 марта и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ЛЮБИМОВ

Петр Любимов родился 6 января 1867 г. в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика. После окончания в 1888 г. Московской духовной семинарии он учительствовал в церковно-приходских школах Бронницкого уезда, был награжден двумя медалями. В 1900 г. он стал псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате, а в 1903 г. был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви в село Кишкино. Много лет отец Петр состоял законоучителем Кишкинского начального земского училища. В годы гонений его лишили избирательных прав, а семью раскулачили. В очередную волну преследований в начале 1930-х гг. власти закрыли соседние храмы, и 70-летнему отцу Петру пришлось много ездить и служить по окрестным селениям.

В это время его верной помощницей стала Надежда Петровна Абакумова. Вдова, воспитавшая четверых детей, полностью посвятила себя Церкви. Эта простая женщина стала верной помощницей нуждавшегося в поддержке священника, взвалив на свои плечи не только обычные хозяйственные дела, но и административные обязанности по общению с властями, регистрации прихода, сбору денег на уплату налогов и пошлин. Самоотверженность и вера, которую она смело исповедовала в эти страшные годы, не остались незамеченными органами НКВД. 2 марта 1938 г. Надежду Абакумову и отца Петра Любимова арестовали. Их обвинили по ст. 58, п. 10 УК в «систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч.» и «антисоветской и контрреволюционной агитации». Ни отец Петр, ни Надежда Петровна виновными себя не признали. Судебной тройкой при УНКВД СССР по Московской области они были приговорены к расстрелу. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Петр Любимов и староста храма Надежда Абакумова причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Память их совершается в день их кончины 1 (14) марта.

разделитель

Житие священномученика Петра Любимова.

Петр Павлович Любимов родился 19 января 1867 г. на праздник Крещения Господня в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика – Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия, а также брат Иван (1872 г.р.).

В августе 1877 г. десятилетний Петр пошел в подготовительный класс Перервинского духовного училища, которое успешно окончил в 1882 г., после чего поступил в Московскую духовную семинарию. Курс семинарии он окончил в 1888 г. Затем Петр Павлович состоял учителем Ваниловской церковно-приходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 г. он перешел в церковно-приходскую школу села Вертково того же уезда, где и прослужил до 1900 г. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 г. и в 1900 г.

В 1900 г. в возрасте 33 лет Петр Павлович оставил светскую карьеру и стал псаломщиком  в храме свт. Николая в Плотниках на Арбате. К этому времени Петр Павлович уже был женат на Татьяне Петровне (1869 г.р.), а вскоре, в 1902 г., у них родилась дочь Клавдия.

26 сентября 1903 г. Петр Павлович Любимов был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии.

О том, что отец Петр был человеком деятельным, красноречиво свидетельствует тот факт, что при его непосредственном участии на пожертвования благотворителей в начале 1910-ых гг. в селе Кишкино был построен новый каменный храм.  22 мая 1908 г. он направил прошение Преосвященному Трифону (Туркестанову), Епископу Дмитровскому викарию Московской епархии с просьбой разрешить постройку нового храма, объясняя это тем, что “настоящий храм во имя Пресвятой Богородицы ныне стал ветх и грозит разрушением”. Вскоре совместными трудами всей паствы храм был отстроен и украшен резным иконостасом и новыми иконами. Новый храм был освящен 29 июля 1912 г.

Все эти годы отец Петр не оставлял свою педагогическую деятельость, с утверждения епархиального начальства он состоял законоучителем Кишкинского начального земского училища с 1903 по 1919 гг.

В  1917 г. мирная жизнь этого прихода, как и многих других,  оборвалась. У храма отняли землю, а все церковное имущество, включая и само здание храма, стало “народным достоянием”. 4 марта 1926 г. приход храма заключил договор с Бронницким уездным Исполкомом о принятии в пользование “здания культа…с предметами культа”. 57 прихожан разделили со священником и приходским советом ответственность за храмовое имущество, поставив свои подписи под этим документом. К тому времени часть церковного имущества (все имевшиеся у прихода серебряные предметы – напрестольные кресты, Евангелие) уже была изъята в пользу голодающих. Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть его священнослужителя. В 1923 г. отец Петр был лишен избирательных прав и оставался “лишенцем” вплоть до 1937 г. Кроме того, в 1930 г. его хозяйство подверглось раскулачиванию. Была изъята корова и другое имущество.

В начале 20-ых гг. отца Петра постигла тяжелая утрата – умерла его верная спутница жизни Татьяна Петровна.

В очередную волну гонений в начале 30-х гг. власти закрыли многие соседние храмы, и отцу Петру , тогда уже пожилому священнику, приходилось много ездить и служить по окрестным деревням. Когда в середине 1930-ых гг. был выслан, а затем и арестован священник ближайшего села Мартыновское отец Петр Кедров, обездоленный приход своего друга стал окормлять отец Петр Любимов. В это время его надежной опорой стала староста – Аббакумова Надежда Петровна. Она не только помогала ему в приходских делах, но и неоднократно организовывала сбор денег и продуктов для отца Петра. Это было просто необходимо для уплаты налогов и выполнения обязательств по поставке продуктов, чего советская власть требовала даже от 70-летнего старика. Так, в мае 1937 г. отцу Петру сельсовет вручил обязательство на поставку картофеля, несмотря на то, что в семье был всего один работоспособный человек – дочь Клавдия, а на иждивении находились старшая сестра его жены – Шишкова Пелагея Ивановна (1866 г.р.) и внучка Антонина (1933 г.р.).

Среди всех этих испытаний отец Петр являл своим служением образец истинного пастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги отца Петра. Он был награжден набедренником (1907 г.), скуфьею (1913 г.), камилавкою (1916 г.), золотым наперстным крестом (1920 г.), а позже — саном протоиерея, палицею и митрою.

Стойкость отца Петра, его горячая проповедь и дар объединять вокруг себя людей раздражали власти, и при новой волне репрессий он был арестован как «организатор антисоветской контрреволюционной организации на территории Михневского и Малинского районов». Дело против отца Петра было сфабриковано на основании показаний лжесвидетелей – власти решили любым способом избавиться от мужественного священника, который не ушел за штат, а продолжал нести слово Божие, несмотря на немощи, нищету и притеснения.

Его арестовали 2 марта 1938 г. Судя по ордеру на арест и протоколу обыска, органы рассчитывали изъять у отца Петра, как у “руководителя крупной организации”, оружие и переписку, но так как ничего не было найдено, они забрали приготовленные на уплату налога деньги, паспорт и железные кресты. После ареста отца Петра держали под стражей в Каширской тюрьме. В тюрьме его и без того подорванное здоровье ухудшилось – у него констатировали миокардит и грыжу.

На допросах 5-го и 6-го марта следователя интересовала связь отца Петра со старостой храма Аббакумовой Н.П., а также причины высылки брата отца Петра – Ивана Павловича Любимова, который до ареста служил псаломщиком на родине в селе Свитино Красно-Пахорского района. Обвиняли отца Петра Любимова в “систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч.”. Ни в одном из предъявленных обвинений отец Петр себя виновным не признал.  9 марта 1938 г. на заседании судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области протоиерей Петр Любимов был приговорен к расстрелу. 14 марта 1938 г. состоялась казнь священномученика. Место его захоронения неизвестно.

Так священномученик Петр, в течении 35 лет мужественно исполнявший свой пастырский долг, удостоился претерпеть мучения за Христа, и с сонмом святых новомучеников и исповедников Российских предстоит Престолу Всевышнего. Память священномученика Петра отмечается в день его мученической кончины 1/14 марта и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайшее воскресение после 25 января).

Житие священноисповедников

протоиерея Петра Розанова и диакона Павла Любимова.

Священноисповедник Петр Федорович Розанов родился в июне 1864 года в селе Спасское-Андреевское Еремеевской волости Звенигородского уезда Московской губернии в семье священнослужителя. В 1887 году он окончил курс Московской духовной семинарии и 4 января 1888 года был определен во священники Космодамианского храма села Меткино Подольского уезда.

Незадолго до этого он женился на Анастасии Васильевне (1878 г.р.). У них в семье родилось девять детей: Сергей (1889 г.р.), Александр (1892 г.р.), Борис (1894 г.р.), Алексей, Василий, Иван (1901 г.р.), Мария, Анна (1908 г.р.), Евгения (1917 г.р.). Старшие сыновья Сергей, Александр и Борис в разное время окончили Перервинское духовное училище и Московскую духовную семинарию.

С 1902 по 1918 год отец Петр состоял законоучителем и заведующим церковной школой в селе Меткино. По воспоминаниям, дети батюшку уважали, на его уроках были тишина и порядок. Он привлекал к преподаванию в церковно-приходской школе и своих детей. Отец Петр собрал замечательную библиотеку. С 1903 отец Петр был духовником священно-церковнослужителей 6-го благочиннического округа Подольского уезда и выполнял это послушание до 1923 года.

В 1905 году за ревностное исполнение пастырских обязанностей отца Петра наградили набедренником, в 1909 году – скуфьею, в 1914 году – камилавкой, а в 1919 году — наперсным крестом.

Хорошо характеризует служение отца Петра рапорт благочинного 5-го округа Подольского уезда протоиерея Николая Воскресенского Высокопреосвященнейшему Владимиру (Богоявленскому) митрополиту Московскому и Коломенскому от 20 сентября 1908 года. В нем говорится: «…считаю заслуживающим награды священника Космодамиановской церкви села Меткино Петра Розанова. Он, Розанов, в бедном приходе, состоящем из 213 душ мужского пола, состоит священником уже 20 лет. По бедности прихода, до поступления священника Розанова в село Меткино, храм Божий находился в бедном, а не благолепном состоянии. С поступлением же Розанова, при его личном старании, храм стал приходить в более благолепный вид, именно: внутренние стены храма, вместо клеевой краски, окрашены масляною и украшены живописью. При его старании большой разбитый колокол в 120 пудов перелит в 150 пудов. Вокруг храма не имелось никакой ограды, при священнике же Розанове храм обнесен каменною, прочною оградою. Приход по своей бедности и нерадению не имел никакой школы для обучения детей, священник же открыл в селе сем церковно-приходскую школу, сначала в крестьянской избе, а потом изыскал средства на устройство прекрасного помещения для школы, в которой состоит заведующим и законоучителем. С 1903 он, Розанов, состоит в благочинии духовником священнослужителей».

Позднее отец Петр был возведен в сан протоиерея. Хотя он 6 июля 1923 года уволился за штат, но продолжал служить вплоть до закрытия храма в 1930 году (всего более 40 лет).

По воспоминаниям, отец Петр Розанов был человеком духовным, строго вел службу. Все шли к нему за советом, помощью и утешением.

Его друг и помощник диакон Любимов Павел Гаврилович тоже происходил из духовного звания. Он родился в 1870 году в селе Меткино. В 1886 году Павел Гаврилович окончил курс в Николо-Перервинском духовном училище. 23 ноября 1890 года он был определен в псаломщики храма Космы и Дамиана родного села, а через 26 лет, 5 июня 1916 года, посвящен в сан диакона. С 1918 года отец диакон состоял членом Благочиннического Совета 6-го округа Подольского уезда. Всего отец Павел прослужил в Меткино 40 лет.

Отец Павел был женат на Анне Васильевне (до замужества – тоже Любимовой). У них были дети: Александра (1894 г.р.), Василий (1897 г.р.), Сергей (1902 г.р.), Петр (1904 г.р.), Наталья (1906 г.р.) и Константин, который умер в 14 лет [2, л. 139 об.; 12, л. 1]. Известно, что сын Сергей с 1914 года учился в Виленском духовном училище.

По воспоминаниям, отец Павел был высокого роста, крепкого телосложения, составляя резкий контраст с отцом Петром, который наоборот был худощавый, небольшого роста, слабый физически. Отец диакон имел поставленный, сильный, красивый голос, часто напевал из службы. Он был трудолюбивым хозяином, все делал своими руками. Хотя сам жил небогато, всегда помнил о тех, кто живет беднее. На Пасху и другие большие праздники Любимовы пекли большое количество хлеба и пирогов для угощения прихожан.

Отец Павел с любовью и большим уважением относился к священнику отцу Петру Розанову. Отцы Петр и Павел жили рядом, в соседних домах. Дружили не только они, но и их семьи. Все невзгоды, обрушившиеся на них после революции, они переносили вместе. В 20-ые годы они оба овдовели.

Местные власти были озлоблены против священника и более снисходительно относились к отцу Павлу, и он добровольно принимал нападки против отца Петра на себя, стараясь облегчить положение друга. Родным он говорил: «мы друзья и должны пройти один путь».

В начале апреля 1929 года в селе Меткино произошел бунт. Когда умер коммунист-безбожник Горшков, местные власти решили похоронить его в церковной ограде. Выкопали могилу у самого алтаря, прямо под иконой Пресвятой Богородицы, находившейся на наружной стене алтаря. Собравшийся народ возмущался: «Зачем коммуниста хоронить у церкви, да еще под самый алтарь. Даже православных людей так близко к алтарю не хоронили». Среди недовольных в основном были женщины. Приехала милиция с собаками. Несколько человек забрали в тюрьму. Позднее это дело послужило поводом для ареста отца Петра, отца Павла, церковного старосты Сазина Г.В. и учительницы Хоргиной, хотя они никакого отношения к этому не имели. Отец Петр, хотя и проходил мимо, но не стал вступать в спор, а отец Павел Любимов вообще в это время был дома.

7 октября 1929 года началось административное дело в отношении отца Петра. На допросе он показал: «Я виновным себя в подстрекательстве граждан Меткино на совершение хулиганства в день похорон не признаю».

15 января 1930 года власти провели собрание граждан села Меткино, которое постановило «церковь закрыть и использовать на культурные нужды. Колокола сдать государству на нужды индустриализации». Безбожное собрание также решило «вызвать на соревнование жителей соседних сел – Шебанцева и Данилова». Так храм был закрыт.

Вскоре, 2 февраля 1930 года, был арестован отец Петр Розанов. Все церковные книги при аресте были изъяты. 4 февраля арестовали и отца Павла Любимова. После ареста их держали под стражей в Каширской тюрьме. Собрав показания многих лжесвидетелей, следствие предъявило им обвинение в подрыве советской власти.

На допросе отец Петр сказал: «…Во время проповеди я имел беседу с прихожанами, чтобы они воспитывали детей в страхе Божием, да боятся и любят Бога, как своего Отца Небесного, а также в отношении самих родителей, чтобы они сами были примерными возле своих детей».

Следователь спрашивал:

  • Что еще можете сказать по существу вашего вопроса?
  • Добавляю, что вся моя вина в том, что я совершал и исполнял свои обязанности, как-то: богослужение, указания епархиального начальства…совершал требы, учил прихожан, как должно себя и своих детей воспитывать. Вину свою не признаю я ни в чем.

Отец Павел также не признал себя виновным в предъявленном обвинении.

3 марта 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника Петра Розанова, диакона Павла Любимова и церковного старосту Сазина Григория Владимировича к высылке в Северный край сроком на 3 года. Коллегия также постановила их семьи выслать в Северный край, имущество конфисковать.

Дети отца Павла много раз ездили в Москву в ОГПУ, хлопотали, чтобы отменили семьям высылку в Северный край, поскольку они имели малолетних детей.

23 июня 1930 года Коллегия ОГПУ пересмотрела дело и отменила высылку семей отца Павла и Сазина Григория Владимировича и конфискацию у них имущества. Хотя семью Любимова не сослали, но из дома, который был напротив храма, выгнали. Переселили их в самый бедный дом в селе, развалившийся, перекошенный и прогнивший.

Все имущество отца Петра забрали, семью из дома выгнали, жить им пришлось тоже в лачуге. А в доме священника расположилось правление колхоза. Затем семью пустили обратно в дом, но отдали им одну кухню.

Старосту Сазина Григория Владимировича оставили в Архангельске на три года на вольном поселении. После отбывания срока он вернулся в Меткино и умер в 1949 году.

Через год после ареста от отца Петра пришло письмо с Соловков . Он писал, что в лагере цинга, бани год не было. Это было последнее известие от него.

Священноисповедник протоиерей Петр Розанов умер в ссылке в конце 1930 года, а священноисповедник диакон Павел Любимов – в начале 1931 года. Они погребены в безвестных могилах.

Священноисповедники Петр и Павел, стяжав мученический венец, предстоят Престолу Всевышнего и молятся за нас. Память священноисповедников протоиерея Петра и диакона Павла совершается в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель

ЕПИСКОП СЕРАФИМ (ЗВЕЗДИНСКИЙ)

Николай Иванович Звездинский родился 7 апреля 1883 г. В 1905 г. он окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, в это же время он стал духовным сыном старца Зосимовой пустыни, иеромонаха Алексия (Соловьева). 26 сентября 1908 г. Николай Звездинский был пострижен в монахи с именем Серафим. В 1909 г. его посвятили в иеромонаха. 10 июня 1914 г. иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита Чудова монастыря и назначен помощником наместника.

С осени 1918 по 1919 г. архимандрит Серафим со своим духовным другом и наставником владыкой Арсением, епископом Серпуховским безвыездно жил в Серафимо-Знаменском скиту в полузатворе, опасаясь репрессий богоборческой власти. Настоятельница Серафимо-Знаменского скита матушка Фамарь приняла все меры по ограждению их от всяческих душевных и телесных невзгод.

3 января 1920 г. в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. Затем он был назначен епископом Дмитровским. В декабре 1922 г. архимандрита Серафима арестовали и приговорили к двум годам ссылки в Зырянском крае. С 8 июля 1925 г. он пребывал в Борисоглебской Аносиной пустыни, а 13 июля 1926 г. Владыка был выслан из Москвы в Дивеево. Но в 1927 г. Дивеевскую обитель власти закрыли. Владыка выехал в Дмитров, где его арестовали и заключили в Арзамасскую тюрьму. Через месяц его приговорили к ссылке во Владимирскую губернию, в которой он пробыл 5 лет. После освобождения архимандрита Серафима арестовали вновь и сослали в Казахстан.

24 июня 1937 г. последовал новый арест, а 23 августа 1937 г. тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 г. приговор привели в исполнение.

Память священомученика епископа Серафима (Звездинского) совершается в день его кончины 26 августа, и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января (7 февраля) или в ближайшее воскресенье после 25 января).

разделитель

Житие священномученика Сергия Соловьева.

         Сергей Михайлович Соловьев родился 26 сентября 1883 г. в селе Шубино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Успенского храма Михаила Константиновича Соловьева. Отец Сергия — Михаил Константинович — был рукоположен во священника в 1876 г. и тогда же назначен на это место. Всю свою жизнь он отдал этому храму, трудам по его благоукрашению  — его стараниями храм был расписан, поставлены иконостасы в боковых приделах, закуплена вся утварь. Кроме того отец Михаил много сделал для распространения народного образования в уезде. Его ревностное служение было оценено священноначалием, он имел многие награды, а в 1893 г. его назначили благочинным Бронницкого уезда. Отец Михаил Соловьев и его супруга, Екатерина Дмитриевна, создали большую, крепкую и благочестивую семью. Сохранившиеся клировые ведомости за 1899 г. содержат краткие данные об их 10 детях. У отца Сергия было 5 братьев и 4 сестры, причем, что интересно, все 6 братьев в разные годы окончили Московскую духовную семинарию.

В августе 1894 г. десятилетний Сергий Соловьев поступил в 1 класс Донского духовного училища, которое он успешно окончил в 1899 г. и был удостоен перевода без экзаменов в 1 класс Московской духовной семинарии. В июне 1906 г. семинария была окончена. С 1906 по 1910 гг. Сергей Михайлович  состоял учителем в двухклассной церковной школе Николо-Угрешского монастыря, а также был законоучителем монашествующих того же монастыря. 17 октября 1910 г. Преосвященным Трифоном (Туркестановым), Епископом Дмитровским викарием Московской епархии он был рукоположен во священника и определен настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Шубино – того самого храма, где его крестили, где он делал свои первые шаги, где впервые познал красоту православного богослужения. Храма, которому посвятил столько трудов его отец.

Отец Сергий стал не только духовно окормлять свой приход, но и продолжил преподавать в церковной и земской школах. За усердную пастырскую деятельность и труды по народному образованию он был награжден набедренником (в 1912 г.), фиолетовою скуфьею (в 1915 г.) и камилавкою (в 1919 г.).

Революция 1917 г., война, начавшиеся гонения не обошли стороной и это село. Храм с его многочисленными иконами, богатой утварью был объявлен народным достоянием. 5 марта 1922 г. власти заключили с общиной храма договор “о передаче в бесплатное пользование прихожан  Успенской церкви села Шубино”. Под этим договором стоит подпись отца Сергия. Похожий договор от 27 мая 1926 г. содержит подробную опись всего церковного имущества, а кроме того, список всех прихожан. В это время, когда уже очень многие перестали посещать храм Божий, приход отца Сергия насчитывал 279 прихожан – он оказался достойным преемником своего отца и сумел в это тяжелое для Церкви время сохранить свою паству.

21 февраля 1923 г. священноначалие возложило на его плечи новые обязанности – отец Сергий был назначен благочинным 4-го округа Бронницкого уезда.

Непросто складывалась личная жизнь отца Сергия. Он рано постиг горечь утраты близкого человека – умерла его жена, и в те трудные годы ему приходилось одному растить дочь Зою (1913 г.р.).

Около 1930 г. Успенская церковь села Шубино на какое-то время закрывалась, но сильной общине во главе с настоятелем каким-то чудом удалось отстоять свой храм до следующей волны гонений.

Начиная с 1917 г. отец Сергий как священнослужитель был лишен избирательных прав и оставался “лишенцем” до 1936 г. В 1929 г. хозяйство отца Сергия  было подвергнуто раскулачиванию, у него отняли 10 десятин земли, корову и лошадь. При этом отцу Сергию надо было продолжать платить немалый налог и как-то кормиться самому.

Арестовали отца Сергия 26 января 1938 г. по обвинению в систематической антисоветской агитации. Во время недолгого следствия его держали в Коломенской тюрьме. На единственном допросе 31 января следователь тщетно пытался добиться от отца Сергия признания в различных антисоветских высказываниях, взятых из показаний 3-х лжесвидетелей. Ни в одном из предъявленных обвинений он себя виновным не признал.  11 февраля 1938 г. судебная тройка при Управлении НКВД СССР по Московской области приговорила отца Сергия к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 17 февраля 1938 г. Место его захоронения неизвестно.

С детства избрав тесный путь пастырского подвига, священномученик Сергий по примеру своего отца все силы отдал этому служению и до конца был верен Христу, стяжав от Него мученический венец в Царствии Божием. Память священномученика  Сергия  совершается  в  день  его  мученической   кончины 4/17 февраля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель

Житие священномученика протоиерея Ярослава Савицкого.

         Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий родился 28 марта 1882 года в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии (на территории Польши, которая в то время входила в состав Российской империи; сейчас это территория Западной Белоруссии). Его отец Исаак Савицкий служил диаконом. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в духовную семинарию, которую окончил в 1903 году, после чего работал школьным учителем. Через несколько месяцев Ярослав Исаакович был утвержден в должности псаломщика. В 1905 году он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович Савицкий женился на Ольге Федоровне (1883 г.р.). В 1906 году у них родился сын Леонид, в 1907 году – второй сын Георгий, а в 1911 году – дочь Нина.

Место служения отца Ярослава в этот период неизвестно, но есть основания предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 году. Во время I-й Мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Московскую губернию, а точнее в Екатерининскую пустынь Подольского уезда, где в то время располагался мужской монастырь. Таким образом семья Савицких оказалась в Московской губернии.

В 1919 году мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой сокрытой форме обители удалось просуществовать до 1929 года. Сохранился «протокол № 1 общего собрания гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны Екатерининской пустыни от 17 февраля 1921 года». Среди вопросов, стоявших на повестке дня, был и вопрос «о лицах, проживающих в пределах коммуны, не состоящих членами в ней». Собрание постановило: «оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца». Остальных четырех священников забрали в ополчение. Таким образом, когда власти разрешили оставить только одного священника, сестры выбрали именно отца Ярослава для духовного окормления монастыря.

В 1919 году отец Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был награжден саном протоиерея. А в ноябре 1923 года игумения Елена обратилась с просьбой о награждении отца Ярослава очередной наградой: «отец Ярослав Савицкий … перенес все невзгоды войны и беженства, а теперь, с 1918 года, в пустыни, не оставил ее и много помогал приходской общине и ревностно исполнял пастырские обязанности. Считаю долгом … усердно ходатайствовать о награждении его, за верную службу – палицею». На этом прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».

В 20-ые годы отец Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав. Упоминания об этом сохранились в «Списках лиц лишенных избирательных прав Сухановской волости (на территории которой находилась Екатерининская пустынь) Подольского уезда за 1923-1925 гг.».

В 1929 году сельскохозяйственную артель разогнали и храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. Известно, что с 1927 года отец Ярослав бывал в селе Ям Домодедовской волости Подольского уезда, а после закрытия Екатерининской пустыни в 1929–30 годах он стал настоятелем храма свв. мчч. Флора и Лавра села Ям.

В это время “строители светлого будущего” провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания не минула и крестьян села Ям. Конечно, отец Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, “контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года.  18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков.” (из материалов следственного дела. Показания свидетеля). Людям “новой формации” сложно было понять, что пастырь не мог не молиться о своих безвинно гонимых чадах – крестьянах, которых  ограбили и выслали из родных домов.

Когда отец Ярослав с семьей переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им было негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких так и жила до самого ареста отца Ярослава в 1937 году. По воспоминаниям дочери их хозяйки, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.

По словам жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность отца Ярослава, вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 году он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.

Пастырское служение в эти тяжелые годы не могло не отразиться на здоровье отца Ярослава, у него было больное сердце.

Арестовали отца Ярослава 27 ноября 1937 года по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 года его содержали под стражей в Серпуховской тюрьме. Обвинение в антисоветской агитации он не признал. Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 года протоиерей Ярослав Савицкий был приговорен к расстрелу. Казнь священномученика состоялась 8 декабря 1937 года. Таким образом, богоборческой власти для совершения ее “правосудия” хватило 12 дней от ареста до расстрела. Место захоронения отца Ярослава неизвестно.

После ареста отца Ярослава Ольга Федоровна Савицкая переехала в Москву в Вешняки. Все трое детей отца Ярослава в то время уже жили и работали в Москве.

Богослужение в храме свв. мчч. Флора и Лавра было возобновлено в 1990 году. С тех пор духовенство и прихожане храма молятся об упокоении убиенного протоиерея Ярослава.

Отец Ярослав, стяжав мученический венец, предстоит Престолу Всевышнего и молится за нас. Память священномученика протоиерея Ярослава  совершается в день его мученической кончины 25 ноября / 8 декабря и в день Собора новомучеников и исповедников Российских (25 января / 7 февраля или в ближайший воскресный день после 25 января).

разделитель